Сленговый термин «прикурить» известен большинству водителей. Кому-то приходилось выручать других, а кто-то сам пользовался помощью небезразличных автовладельцев. Сложного в этом процессе ничего нет, если знать несколько правил.

Выбор проводов

Наиболее запасливые автомобилисты имеют в багажнике наряду с домкратом и буксировочным тросом комплект проводов для запуска от аккумулятора другого автомобиля. Сечение жил проводов выбирается из условия 10 кв. мм на каждые 100 А холодной прокрутки. Длина не менее 3 м. Учитывая, что нагрузка на провода кратковременная, руководствуясь только емкостью аккумулятора, будет достаточно проводов с сечением:

• до 90 А/ч – 16 кв. мм;
• 90-150 А/ч – 25 кв. мм;
• Свыше 150 А/ч – 35 кв. мм. Для большегрузной техники с бортовым напряжение 24 В выполняется отдельный расчет.

Провод должен быть медным, гибким, в двойной изоляции. Большинство готовых проводов для пуска, имеющихся в продаже, не удовлетворяют условиям проводимости и годятся только для подзарядки севшего аккумулятора от другого автомобиля.

Целостность изоляции – важное условие безопасности. При нарушении защитной оболочки возможна закоротка на корпус проводов, проложенных через моторный отсек. Как следствие – пожар, повреждение электрооборудования.

Пружина захватов типа «крокодил» должна быть тугой, его губки – зубчатыми с большой поверхностью контакта. Хорошо подойдут сварочные зажимы массы.

Когда требуется пуск от автомобиля-донора

Аккумулятор с пониженной емкостью может разрядиться на стоянке за полчаса, если забыть выключить ближний свет. Аудиосистема, оставленная включенной, посадит АКБ за ночь. При разряженной батарее, когда напряжение на ней во время пуска падает ниже 10,8-11 В ЭБУ просто остановит пуск, защищая бортовую электронику.
В зависимости от комплектации автомобиля, при севшей АКБ не работает:

• блок управления иммобилайзера. Включение зажигания заблокировано;
• система start/stop;
• вариатор или АКПП.

Все это делает запуск с буксира невозможным. Остается только прикурить от другого автомобиля.

Если перед тем как аккумулятор сел, были произведены неудачные попытки пуска с полноценной прокруткой стартером, стоит отказаться от прикуривания до обнаружения неисправности. Автомобиль-донор вряд ли поможет, можно посадить и его аккумулятор.

Кто может помочь?

Рассчитывать, что для полноценной помощи достаточно только согласия владельца уже запущенного автомобиля, не стоит. Аккумулятор донора должен быть той же или несколько большей емкости. В таком случае при первоначальном заряде севшей АКБ от работающего автомобиля не будет перегружен его генератор.

Нужно учитывать, что после пуска машины с разряженной батареей ее генератор до разъединения будет нагружен на два запараллеленных аккумулятора, каждый из которых разряжен. Диоды генератора могут не выдержать суммарного тока. Чем больше емкость АКБ, тем выше первоначальный ток заряда.

Наиболее безопасное для электрооборудования прикуривание происходит между близкими по мощности автомобилями, с приблизительно равными по емкости батареями.

Порядок запуска

В зависимости от расположения аккумуляторов, исправная машина подъезжает так, чтобы хватило проводов для прикуривания. Нельзя допускать соприкосновения их кузовов, не только для сохранения ЛКП, но и чтобы не возникла посторонняя электрическая цепь.

Зажигание обоих автомобилей выключается. Определяются плюсовые клеммы аккумуляторов. Они будут соединяться первыми. Во избежание ошибки минусовые клеммы лучше прикрыть. Так как перекрестное соединение – наиболее опасная ошибка. Произойдет не только встречное включение батарей, при котором провода могут разогреться и оплавиться до оголения, но и попадание в бортовые сети автомобилей удвоенного напряжения. Что приведет к выходу из строя дежурной электроники.

При внимательном отношении вероятность ошибки нулевая, следовательно, бояться нечего. После плюсовых соединяются минусовые клеммы.

Теперь, когда аккумуляторы включены параллельно, запускается автомобиль-донор. 10-15 мин. аккумулятор неисправного автомобиля заряжается от генератора донора. Это требуется для увеличения совместного пускового тока.

Автомобиль-донор глушится и на время пуска остается с выключенным зажиганием. Ключ в пускаемом автомобиле поворачивается в первое положение. Следует убедиться в загорании обычных для пуска индикаторов, отсутствии высвечивания предупреждений и ошибок. Ключ проворачивается до включения стартера с последующим пуском двигателя.

После успешного запуска обороты наращивать не рекомендуется. Провода для прикуривания отсоединяются от батарей в порядке, обратном подключению.

Если двигатель не запустился с первого раза, операцию можно повторить после повторной подзарядки аккумуляторов.

Второй неудачный пуск говорит о том, что автомобиль лучше довезти до гаража или СТО на эвакуаторе.

comments powered by HyperComments